Навигация по сайтуНавигация по сайту

Образовательные программы по лечению бронхиальной астмы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Международный консенсус первой и важнейшей задачей программы по успешному лечению бронхиальной астмы предусматривает просвещение и обучение пациентов по различным вопросам астмы.

Эффективность терапии бронхиальной астмы у детей тесно связана с тщательным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах лечения приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.

Образование является необходимой составной частью комплексной программы лечения детей с бронхиальной астмой. Создание украинских образовательных программ относится к числу центральных разделов национальной программы, актуальность которой значительно возрастает в период недостаточного финансирования здравоохранения.

Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются систематические занятия в астма-школе.

Основной целью педиатрической астма-школы является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. В ходе этих занятий семья больного ребенка или подросток получают необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, об основных принципах противорецидивной, противовоспалительной и бронхолитической терапии.

В основу астма-школы заложены следующие концептуальные положения: 1) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни; 2) психологическая реабилитация должна предшествовать физической; 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья главный этап реабилитации больного. Введение этих принципов позволяет снизить частоту обострения бронхиальной астмы у детей в 2,8 раза.

Составлению программы должно предшествовать анкетирование родителей с целью определения их исходного уровня знаний.

В астма-школе родители убеждаются, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием избавить детей от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.

Особого такта и выдержки необходимо придерживаться при обучении подростков, когда они входят в пубертатный период, и течение астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичного лечения.

Возможно, имеет смысл создание астма-клубов для подростков в виде переходного этапа от астма-школы в детской практике к астма-школе взрослых.

Необходимо подчеркнуть более высокую эффективность лечения при условии образования как всей семьи, так и врача, постоянно наблюдающего за ребенком, страдающим бронхиальной астмой.

В больнице дети, страдающие бронхиальной астмой различной степени тяжести в приступном периоде, в астматическом состоянии, нуждаются в постоянном врачебном контроле. Задача этого этапа программы состоит в подборе индивидуальной схемы медикаментозного лечения с доступным для детей и родителей разъяснением целесообразности того или иного вида терапии, в выборе врачом немедикаментозного метода лечения больного.

Образование пациентов и родителей на этом этапе включает:

1 - получение элементарных сведений об анатомии, физиологии дыхания, сущности их заболевания; принципы лекарственной терапии, необходимость противовоспалительной терапии; принципы аллергодиагностики.

2 - обучение детей самоконтролю состояния, оценке симптомов болезни с помощью пикфлоуметров, подсчету пульса, частоты дыхания, контрольной паузы, ведению дневника;

3 - обучение дыхательным методикам по методу биологически обратной связи или волевого управления дыханием в зависимости от возраста, тяжести заболевания, психологических особенностей пациента;

4 - обучение общей релаксации, элементам аутотренинга, самомассажу биологически активных точек (БАТ) для активного использования в приступном периоде наряду с дыхательной гимнастикой;

5 - обучение родителей оценке соматического состояния ребенка, правильной трактовке проявлений заболевания;

6 - обучение родителей необходимым навыкам экстренной помощи (медикаментозное лечение, устранение неблагоприятных факторов, водный режим, классический массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевтические приемы; обращение к врачу);

7 - беседы с родителями пациента об особенностях его психологического статуса (тестирование проводится по проективным методикам-рисункам, тестам на память и внимание); выяснение психологического климата в семье; овладение приемами оценки психического состояния ребенка и возможной его коррекции;

8 - обучение родителей контролю за состоянием ребенка и выполнением рекомендаций врача в межприступном периоде, во время ремиссии.

Практика свидетельствует, что при осуществлении образовательных программ снижается:
- количество приступов астмы;
- частота обращений за медицинской помощью;
- количество пропусков школьных занятий;
- количество листов нетрудоспособности у родителей в связи с уходом за больными детьми;
- бронхолабильность дыхательных путей;
- число госпитализаций.


Образовательные программы не ограничены только отношением врач - родители (врач - пациент). В педиатрии система межличностных контактов значительно раздвигает границы и может быть обозначена как:


- родители - ребенок;
- ребенок - сверстники;
- ребенок - воспитатель, учитель;
- ребенок - медицинский персонал;
- ребенок - взрослые.
Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания, снизить процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.
Представляется целесообразным создание республиканских (городских) детских астма-центров, позволяющих проводить комплексные согласованные лечебно-профилактические мероприятия в конкретных условиях, обеспечить продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового возраста); уменьшить финансовые затраты на дублирующие друг друга медицинские службы и подразделения.
В задачи астма-центра входит:
- разработка теоретических основ стратегии ведения больных бронхиальной астмой детей;
- определение основных принципов лечения в данном регионе;
- проведение углубленной диагностики (в том числе аллергологической);
- консультация больных детей, коррекция проводимого лечения;
- создание астма-школ для больных детей и их родителей;
- определение показаний для обследования и лечения у смежных специалистов;
- определение целесообразности применения различных немедикаментозных методов лечения;
- специализация и повышение квалификации врачей по астмологии.
Консультации специалистов по бронхиальной астме рационально проводить именно в условиях подобных центров.
Отдельного внимания заслуживает решение вопросов социальной адаптации детей, страдающих бронхиальной астмой. В этом плане индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать наблюдение психолога, консультации социальных работников (изменение жилищно-бытовых условий и т.п.).
В функцию психолога - специалиста по бронхиальной астме входит:
- разработка форм и методов работы с больным и его семьей;
- проведение циклов индивидуальных или групповых занятий с больным и его семьей;
- планирование посещений психолога больным и его семьей.
Больной может планировать посещение психолога самостоятельно.
Одной из важных мер социальной адаптации является своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой, с участием школьного врача, педагогов и родителей
Опубликовано: 15.02.2008 в 19:30

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: